1/2 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 |
Поиски утраты: Куда делась пропавшая драма Достоевского «Жид Янкель»? Читатель Достоевский: В чем различие двух имен пушкинского Вырина – Самсон или Семион? Торжество добродетели: Как Достоевский победил плута Стелловского? Гражданин Достоевский: Чем издатель Мещерский привлек редактора Достоевского? Иностранные дела: Как папский вопрос осложнял итальянские обозрения в «Гражданине»? Картины с выставок: Зачем критики писали о живописи без иллюстраций? Эдиционная практика: Чему училась у пушкинистов Анна Достоевская? Криминалист Достоевский: Как романист прославил юриста? «Chefs-d'œuvre летристики»: Сколько еще эпистолярных романов есть у Достоевского? In memoriam: Д. А. Достоевский (22.04.1945 — 04.09.2024).
Скачать номер (.PDF)
В. А. Викторович
«Жид Янкель»: три версии «оконченной драмы» Достоевского
Аннотация О пьесе Ф. М. Достоевского «Жид Янкель» известно лишь краткое сообщение автора в январе 1844 г. по поводу ее завершения. В статье формулируются три гипотезы-предположения о содержании драмы. Первая соотносит замысел писателя с литературной традицией изображения еврея-ростовщика, заложенной Шекспиром («Венецианский купец»), Вальтером Скоттом («Айвенго»), Пушкиным («Скупой рыцарь») и Гоголем («Тарас Бульба»). Акцентируется гуманизирующий эффект романа В. Скотта. Вторая версия связывает Янкеля Достоевского исключительно с одноименным персонажем указанной повести Гоголя, впервые изданной в 1835 г. Предлагается учесть переработку повести автором для издания 1842 г., в котором Янкель в процессе наращения эпического потенциала произведения наделяется мощным витальным ресурсом и поднимается до роли антагониста заглавного героя. Третья гипотеза отсылает к процессу над евреями г. Велижа, обвиненными в ритуальном убийстве христианского ребенка и через много лет оправданными. Под следствием, которое велось бесчеловечными методами, скончался Янкель Аронсон. Приводятся свидетельства, из которых следует, что об этих событиях стало известно русскому обществу. Мучительный конец еврейского юноши мог послужить источником драмы, выстроенной с ориентацией на сочинения, произведшие тогда на Достоевского сильное впечатление: «Последний день приговоренного к смертной казни» В. Гюго и мелодрама «Уголино» Н. Полевого. Все три версии подтверждают, что жалость для молодого писателя была не просто одним из мотивов, но онтологическим основанием художественного мироздания. Научное значение каждой из предложенных гипотез заключается также в том, что их развертывание позволяет расширить представление о потенциальных источниках творчества писателя, раскрыть неизвестный или малоизвестный историко-культурный контекст раннего, наименее изученного его периода.Ключевые слова Ф. М. Достоевский, утраченная пьеса, гипотезы, образ еврея, источники творчества, У. Шекспир, В. Скотт, Н. Гоголь, В. Гюго, Н. Полевой, мотив жалостиDOI: 10.15393/j10.art.2024.7381
| ||
Б. Н. Тихомиров
Как звали станционного смотрителя Вырина в книге «Повести Белкина», которую читал Макар Девушкин?
Аннотация В №2 журнала «Русская литература» за 2024 г. была опубликована статья С. Б. Федотовой «Самсон или Симеон? (об имени станционного смотрителя в повести Пушкина)», которая послужила поводом для настоящей публикации. В этой статье рассмотрена парадоксальная вариативность имени заглавного героя повести «Станционный смотритель» в изданиях 1830-х гг. (Симеон/Самсон) и проанализированы причины данного обстоятельства. Отмеченный текстологический казус приобретает особую значимость в связи с тем, что произведение Пушкина читает герой романа Достоевского «Бедные люди» (1846) Макар Девушкин, высказываясь в своей переписке с Варенькой Доброселовой о смотрителе Вырине как аутентичном изображении его самого. Девушкин неоднократно именует пушкинского персонажа Самсоном Выриным. Комментаторами «Бедных людей» давно установлено, что герой «Бедных людей» читает «Станционного смотрителя» в первом отдельном издании 1831 г., где однако, как оказалось, имя персонажа Симеон. Данное противоречие проанализировано в статье в свете творческой истории первого романа Достоевского.Ключевые слова Достоевский, Пушкин, «Бедные люди», «Станционный смотритель», Девушкин, Вырин, художественная ономастика, текстологияDOI: 10.15393/j10.art.2024.7461
| ||
М. В. Заваркина
Судебное разбирательство с Ф. Т. Стелловским в переписке Ф. М. Достоевского и В. И. Губина 1871–1874 гг.
Аннотация Эпистолярное наследие Ф. М. Достоевского включает в себя более 2000 писем писателя и его корреспондентов. Одним из корреспондентов Достоевского в 1871–1874 гг. был В. И. Губин — адвокат, поверенный Достоевского в деле против издателя Ф. Т. Стелловского. Он же консультировал писателя на начальном этапе по делу о куманинском наследстве. Известны одно письмо Достоевского к Губину и 15 писем Губина к Достоевскому. Письма В. И. Губина позволяют дорисовать образ известного спекулянта в печатном деле — Стелловского — и раскрывают, как проходил судебный процесс Достоевского против своего издателя. В конце 1870 г. Стелловский выпустил роман «Преступление и Наказание» в качестве четвертого тома Полного собрания сочинений писателя. За это издание, согласно договору от 1 июля 1865 г., Стелловский был обязан заплатить Достоевскому 870 руб., однако не выполнил своих обязательств. Потеряв всякую надежду решить дело мирным путем, писатель начал судебное разбирательство с издателем. Поверенными Достоевского стали сначала его пасынок П. А. Исаев, затем А. Н. Майков, который и нанял по просьбе писателя присяжного поверенного В. И. Губина. Процесс со Стелловским, начатый в 1871 г., затянулся почти на 5 лет. Судя по письмам Губина, о котором Достоевский говорил, что тот «все погубил», этому способствовала и медлительность судебных приставов, которым поверенный вынужден был давать взятки, и невозможность долгое время определить личности опекунов издателя. Губин подозревал «сделку» между официальными органами и родственниками или опекунами Стелловского, который с 1872 г. сам уже не мог принимать участие в судебном разбирательстве, так как лечился в психиатрической больнице. Один из опекунов издателя, Н. М. Соковнин, рассчитался с Достоевским только в 1876 г. В Приложении к статье опубликованы письма Достоевского и Губина, каждое письмо сопровождено текстологической справкой и комментариями.Ключевые слова Ф. М. Достоевский, В. И. Губин, Ф. Т. Стелловский, А. Н. Майков, П. А. Исаев, Н. М. Соковнин, эпистолярное наследие, судебное разбирательствоDOI: 10.15393/j10.art.2024.7401
| ||
О. В. Захарова
Гражданин Достоевский: идея, концепция, концепт
Аннотация Концепт «гражданин» в русском языке имеет давнюю историю. Словарь русского языка XI–XVII вв. фиксирует первое употребление лексемы в XI в.: гражданами называли горожан, членов городской общины. Тогда же было отмечено и метафорическое значение: «небесными гражданами» именовали праведников и святых. В XVIII в. понятие «гражданин» приобрело широкий спектр значений, под ним понимались именитые и почетные горожане, купцы, мещане, ремесленники и другие городские жители. К 1830-м гг. гражданин воспринимался как патриот и защитник отечества. В богословской традиции возникло тождество понятий «гражданин» и «христианин». В таких значениях слово понимали в русском обществе. Название стало ключом к направлению и программе еженедельника В. Мещерского «Гражданин». Достоевский разделял миссию издания: идея быть гражданином стояла у истоков его творчества. Она была разъяснением идеологической позиции писателя во время показаний по делу петрашевцев, в его политических стихотворениях 1854–1856 гг., в журнализме 1860–1865, 1873–1874 гг., в «Дневнике Писателя» 1876–1881 гг. Концепция гражданина основана на признании писателем единства творчества и журнализма. Для Достоевского характерно не сословное, а христианское понимание гражданства, понимание гражданина как христианина, что выражалось в идеях русской государственности. Преодолевшие Смутное время гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, дававшая наказы императрица Екатерина Великая, писатели и поэты Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов выражали соборный идеал народа — государственные, политические, патриотические, христианские идеи России. Идеал и идеи выражены в понятии «сограждане». Это особый тип общности: не народ, а граждане, не граждане, а сограждане. Ими были не только мещане (городские обыватели), но и крестьяне, купцы, дворяне, духовенство — одним словом, представители всех сословий России. Их идеи определяли содержание «Гражданина».Ключевые слова Ф. М. Достоевский, В. П. Мещерский, еженедельник, Гражданин, концепт, гражданин, идея, концепцияDOI: 10.15393/j10.art.2024.7521
| ||
И. В. Дергачева
Итальянский вопрос в «Иностранных событиях» еженедельника «Гражданин»: Ф. М. Достоевский о политике Ватикана
Аннотация В статье исследованы тексты Ф. М. Достоевского, в которых он как редактор и автор рубрики «Иностранные события» еженедельника «Гражданин» анализировал отчаянные попытки римского понтифика Пия IX вернуть утраченную в 1870 г. светскую власть в молодом Итальянском королевстве. Сложное отношение писателя к итальянским старокатоликам рассмотрено на фоне описания их диалога со Святейшим Синодом и освещения переписки настоятеля римской посольской церкви архимандрита Александра с митрополитом Исидором, первенствующим митрополитом Святейшего Синода. С одной стороны, Достоевский ценит в старокатоликах их намерение перейти под юрисдикцию Православной Церкви, с другой — сочувствует подвергшимся гонениям католическим клерикалам. Описывая их попытки вернуть светскую власть Пию IX, Достоевский связывает эти действия с притязаниями понтифика на мировое господство. О такой опасности он предупреждает в еженедельнике в тех же драматических красках, что и в своих художественных произведениях, сравнивая ее с наступлением Апокалипсиса, а саму личность понтифика — с Антихристом. По мнению писателя, поддержка Францией папского престола и политики Пия IX грозит миру военным столкновением Франции и Германии.Ключевые слова Ф. М. Достоевский, еженедельник Гражданин, проблемы атрибуции, итальянское королевство, Иностранные события, хроники, геополитика, ватиканский узник, архимандрит Александр Кульчицкий, митрополит Исидор Никольский, итальянские старокатоликиDOI: 10.15393/j10.art.2024.7441
| ||
Д. Д. Бучнева
Художественная критика в «Гражданине» Достоевского 1873 г.
Аннотация Интерес Достоевского к искусству неоспорим. Живопись, музыка, театр нашли свое отражение в его художественных произведениях. Жена Достоевского, Анна Григорьевна, в воспоминаниях регулярно упоминала о посещениях супругами музеев и галерей во время их пребывания в Европе. Некоторые произведения искусства оказали сильное воздействие на писателя. Такой эффект произвела на Достоевского картина Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос». В «Гражданине» 1873 г., где писатель являлся редактором издания, появлялись заметки и статьи, посвященные обзорам выставок, картин, фотографических снимков коллекции Эрмитажа. К живописи в своих публикациях обращались авторы издания А. Н. Майков, В. П. Мещерский, И. Ю. Некрасов. В «Дневнике Писателя» Достоевский посвятил девятую главу петербургской выставке, подготовленной для демонстрации в Вене. Его интересовали вопросы, связанные с непониманием русского искусства другими культурами. Художественная критика в еженедельнике «Гражданин» получала разное воплощение. Авторы «Гражданина» публиковали как обобщающие обзоры, так и проблемные статьи. Воспроизведение живописных полотен и фоторепродукций через слово — сложная задача даже для опытных художественных критиков со специальной искусствоведческой подготовкой. А. Н. Майков выступал как скрупулезный обозреватель, замечающий мелкие, но ключевые в понимании живописного произведения детали. Критик обращался к историческому контексту для расширения образа. И. Ю. Некрасов и В. П. Мещерский, рассматривая последние события Москвы и Петербурга соответственно, заостряли внимание на новостях искусства. В словесном описании Достоевского картина оживала, становилась динамичной. Публицистам зачастую не была важна детализация изображений — они стремились передать словами сильные и яркие художественные впечатления.Ключевые слова Достоевский, еженедельник Гражданин, живопись, А. Н. Майков, В. П. Мещерский, И. Ю. Некрасов, искусство, фотография, поэт, художник, образ, картина, жанрDOI: 10.15393/j10.art.2024.7421
| ||
В. Н. Степченкова
Уроки пушкинистики в эдиционной практике А. Г. Достоевской
Аннотация А. С. Пушкин оказал огромное влияние на развитие русской культуры XIX в., в том числе и книгоиздательской деятельности. В произведениях Ф. М. Достоевского неоднократно возникали пушкинские мотивы и образы. Последний год жизни писателя ознаменован триумфальной «Пушкинской речью», изменившей общее представление о русской литературе. А. Г. Достоевская, развернувшая активную библиографическую и издательскую деятельность после смерти супруга, следовала в ней традиции пушкинских изданий. Ко времени подготовки Полного собрания сочинений Ф. М. Достоевского пушкинистика уже активно решала текстологические проблемы, облегчая тем самым последующим исследователям и издателям работу над составлением собраний сочинений и библиографий писателей. Систематизируя собранные материалы мужа, А. Г. Достоевская ориентировалась на библиографический указатель произведений Пушкина “Puschkiniana”, составленный В. И. Межовым. Об этом свидетельствуют ее записи в записных книгах. Основным консультантом вдовы писателя, в течение нескольких лет самостоятельно готовившей к печати первую библиографию Достоевского, являлся П. А. Ефремов, библиограф, пушкинист и редактор Полного собрания сочинений А. С. Пушкина. В юбилейный для поэта 1899 год А. Г. Достоевская выпустила отдельным изданием «Пушкинскую речь» Достоевского, назвав его «Пушкин» и тем самым внеся свой вклад в чествование родоначальника русской литературы. Творчество Пушкина сыграло значительную роль не только в биографии и литературном наследии Достоевского, но и в библиографической и эдиционной деятельности жены писателя.Ключевые слова А. Г. Достоевская, А. С. Пушкин, записная книга, библиография, пушкинистика, Пушкиниана, собрание сочинений, текстология, Пушкинская речь, издательская деятельностьDOI: 10.15393/j10.art.2024.7501
| ||
И. С. Андрианова, Д. А. Бутенева
«Слово о великом художнике» Ф. М. Достоевском: начало литературного пути юриста А. Ф. Кони
Аннотация А. Ф. Кони был не только судебным, государственным, общественным и научным деятелем, педагогом, но и писателем, оставившим воспоминания о деятелях русской культуры и заслужившим признание современников. Они выдвинули его на
Нобелевскую премию по литературе, избрали членом жюри Пушкинской премии — самой престижной литературной награды Российской империи, почетным академиком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности, почетным членом Пушкинского лицейского общества и внештатным сотрудником Пушкинского Дома. В статье особое внимание уделено началу литературной деятельности юриста А. Ф. Кони. Поводом для того, чтобы талантливый судебный оратор попробовал себя в писательском мастерстве, стал скоропостижный уход из жизни Ф. М. Достоевского. Две выдающиеся личности эпохи были связаны дружбой, которая продлилась с 1873 г. до смерти писателя. Они встречались на судебных заседаниях по делам Веры Засулич, Екатерины Корниловой, совершили совместную поездку в колонию малолетних нарушителей закона, а в конце 1870-х гг. жили рядом и имели возможность навещать друг друга. Литературный путь юриста начался в 1881 г. с речи о Достоевском как криминалисте, ставшей затем неоднократно переиздававшимся очерком. В статье исследован автограф речи, сохранившийся благодаря вдове писателя А. Г. Достоевской, показаны основные особенности художественного мастерства Кони, отразившиеся и в последующих его творческих работах: влияние профессиональной юридической деятельности на литературную, тяготение к патетическому стилю и дидактическому пафосу, использование образных средств выразительности, библейских аллюзий. Воспоминания о Достоевском Кони постоянно перерабатывал, дополнял и неоднократно переиздавал, но в целом они сформировались в три оригинальные очерка, вошедшие в собрание его сочинений: «Федор Михайлович Достоевский», «Ф. М. Достоевский», «Еще о Достоевском». В этих работах дан анализ творчества автора «Преступления и Наказания» с профессиональной юридической стороны, а также подмечены характерные черты писателя и человека — «образца и великого учителя». Именно с очерка о Достоевском открылся талант Кони как вдохновенного литератора, но сам Анатолий Федорович тоже сыграл важную роль в жизни и творчестве Достоевского, честно раскрыв перед писателем противоречивые особенности российской системы правосудия и явившись примером образцового юриста. В исследовании использован широкий круг архивных и мемуарных источников: автограф речи А. Ф. Кони о Достоевском, его воспоминания, переписка юриста с членами семьи Достоевских, за-
писные книги и воспоминания А. Г. Достоевской.Ключевые слова А. Ф. Кони, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, А. Г. Достоевская, литература, правосудие, писатель, художник, мыслитель, юрист, криминалист, автограф, очерк, воспоминание, записная книгаDOI: 10.15393/j10.art.2024.7481
| ||
В. Н. Захаров
Сколько эпистолярных романов написал Достоевский?
Аннотация Литературным дебютом Достоевского не случайно стал роман в письмах
«Бедные люди». Письма героев воспитывали чувства и мысли читателей. Эпистолярные жанры и субжанры были ключевыми эпизодами во многих произведениях писателя. Впервые литературный дар Достоевского проявился в его письмах брату Михаилу 1838 гг. Несмотря на ироничную критику жанра, автор без всякой скромности называл свои письма «шедеврами летристики». Это заимствование из французского языка “chefs-d’œuvre de la lettristique” характеризует степень амбиций юного писателя. Письма Достоевского и его корреспондентов составляют значительный объем его литературного наследия. Они несут в себе огромный эстетический и художественный потенциал. Во многом он недооценен. Критики и читатели не видят в авторе писем поэта и художника, Достоевский же гениален в любом жанре: и в романах, и в эссе, и в фельетонах, и в письмах. Среди его корреспондентов числятся сотни адресатов: большая семья и родня,
друзья и знакомые, читатели и поклонники, писатели, критики и издатели, кредиторы и ростовщики, студенты и слушательницы Высших женских курсов. Собеседниками писателя были многие выдающиеся деятели России. Ему писали юные девушки и разведенные дамы, спрашивали совета и наставления, иногда ожидали наставничества в литературном труде в стихах и прозе. Писатель пробуждал в них дар слова и воображения, критического суждения. Среди его читателей было немало тех, кто конгениален
автору. В корпусе текстов Достоевского известны два эпистолярных романа — «Бедные люди» и «Роман в девяти письмах». Их больше, если обратиться к эпистолярному наследию писателя. Достоевский и его корреспонденты писали письма — из них подчас возникали эпистолярные романы. Эпистолярий умножает свод романов Достоевского, расширяет и обогащает творческое наследие гения.Ключевые слова эпистолярий, письмо, послание, жанр, субжанр, эпистолярный роман, ДостоевскийDOI: 10.15393/j10.art.2024.7541
| ||
..
«У меня “слишком громкая фамилия”»: памяти Дмитрия Андреевича Достоевского (22.04.1945—04.09.2024)
Аннотация 4 сентября 2024 г. на 80-м году жизни скончался Дмитрий Андреевич Достоевский — единственный правнук великого русского писателя, служивший самозабвенно имени прадеда. За свою жизнь он дал не одну сотню интервью, водил экскурсии по Музею Достоевского, снимался в фильме «Мальчики» по мотивам романа «Братья Карамазовы», участвовал в научных и общественных мероприятиях памяти писателя, выступал с докладами и статьями об А. Г. Достоевской. Его дед — Ф. Ф. Достоевский, сын писателя и А. Г. Достоевской, отец — А. Ф. Достоевский, инженер по образованию, способствовал открытию Музея Достоевского в Ленинграде, сохранению его архива и выходу Полного собрания сочинений писателя, являлся автором статей об А. Г. Достоевской. Публикация посвящена памяти Д. А. Достоевского, связывавшего короткой ниточкой нынешнее поколение с Ф. М. Достоевским.Ключевые слова Достоевский, род, потомок, предок, некролог, память
|
© 2011 - 2024 Авторские права на разработку сайта принадлежат ПетрГУ
Разработка:кафедра русской литературы и журналистики, РЦНИТ ПетрГУ
Техническая поддержка:РЦНИТ ПетрГУ
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку файлов Cookies
и других пользовательских данных, в соответствии сПолитикой конфиденциальности