Б. Н. Тихомиров
Был ли у Достоевского неосуществленный замысел под названием "Ростовщик"?
Аннотация Статья посвящена атрибуции одного наброска из записной тетради Ф. М. Достоевского 1866–1867 гг. (РГАЛИ. Ф. 212.1.5. С. 10). Как в 1-м, так и во 2-м изданиях академического Полного собрания сочинений ( ПСС) этот набросок атрибутирован как подготовительные материалы к неосуществленному замыслу начала 1866 года, которому публикаторами присвоено название «Ростовщик». В статье приведены альтернативные наблюдения, дающие основание датировать набросок осенью 1867 года, и высказывается гипотеза о принадлежности записей на этой странице подготовительным материалам ранней редакции романа «Идиот», датируемым осенью 1867 года. Критически оцениваются аргументы публикаторов ПСС. Анализируется положение наброска среди окружающих записей тетради, а также его содержание, позволяющее обнаружить близкие переклички с черновыми материалами «Идиота». Рассматривается проблема прототипов (в аспекте установления сквозных мотивов). Выявляется специфика наброска, затрудняющая его атрибуцию. Ключевые слова Достоевский, творческая лаборатория, текстология, атрибуция, неосуществленный замысел, биографический контекст, сквозные мотивы, прототипы DOI: 10.15393/j10.art.2017.3241 Просмотров: 2923; Скачиваний: 73;
| 3 - 15 |
|
А. В. Отливанчик
Т. И. Филиппов — сотрудник журнала «Гражданин» в 1873–1874 гг. (по архивным материалам)
Аннотация В статье вводятся в научный оборот архивные материалы, освещающие тему сотрудничества видного публициста-славянофила и государственного деятеля Т. И. Филиппова (1826–1899) в еженедельном журнале В. П. Мещерского и Ф. М. Достоевского «Гражданин»: письма Т. И. Филиппова историку М. П. Погодину 1873–1874 гг.
и тексты ряда рукописей, предложенных Т. И. Филипповым на рассмотрение редакции журнала. Один из аспектов исследования посвящен проблеме анонимного участия
Т. И. Филиппова-публициста в «Гражданине»; в частности, аргументируется принадлежность перу Т. И. Филиппова экономического обзора «О государственной росписи» (Гражданинъ. 1873. № 1; без подписи). На основании обнаруженных рукописей (юморески и сатирическая миниатюра Т. И. Филиппова) устанавливается факт сотрудничества публициста в 1873–1874 гг. в сатирико-юмористической рубрике «Гражданина» «Последняя страничка». Ключевые слова Т. И. Филиппов, «Гражданин», рукопись, эпистолярий, атрибуция DOI: 10.15393/j10.art.2017.3263 Просмотров: 2729; Скачиваний: 68;
| 16 - 30 |
|
Т. И. Филиппов
«“Гражданинъ” издается лицемъ больнымъ и неспокойнымъ…» Из писем М. П. Погодину 1873–1874 гг.
Аннотация В статье публикуются материалы переписки Т. И. Филиппова с историком М. П. Погодиным 1873–1874 гг. Публикация писем сопровождается подробным фактическим комментарием. Эпистолярные материалы освещают различные стороны авторского участия Т. И. Филиппова в еженедельном журнале «Гражданин», дают представление о деловой обстановке в редакции, осложненной наличием у журнала двух «хозяев» — редактора Ф. М. Достоевского и издателя (неофициального соредактора) В. П. Мещерского. Наиболее подробно отражена в письмах работа Т. И. Филиппова над серией статей по проблемам старообрядческого единоверия, написанной для «Гражданина» в 1873–1874 гг. по материалам дискуссий в Петербургском отделе Общества любителей духовного просвещения. Письма Т. И. Филиппова содержат критические отзывы о книге М. П. Погодина «Простая речь о мудреных вещах» (М., 1873), рецензировавшейся в «Гражданине» (1873. № 43). Ключевые слова Т. И. Филиппов, М. П. Погодин, «Гражданин», эпистолярий, Общество любителей духовного просвещения, старообрядческое единоверие DOI: 10.15393/j10.art.2017.3262 Просмотров: 2714; Скачиваний: 50;
| 31 - 45 |
|
И. С. Андрианова
Знакомые Достоевского: К. П. Вильбоа — русский композитор с французской фамилией
Аннотация Всю свою жизнь Ф. М. Достоевский так или иначе был связан с музыкой: любил петь, посещал литературно-музыкальные вечера и концерты, русскую и итальянскую оперу, музыка нашла отражение и в его творчестве. Писатель был вхож в круг композиторов, музыкантов, певцов и артистов. С ними Достоевский встречался в разные годы, но особенно в 1860-е, — в дружеском кругу, на литературно-музыкальных вечерах, где они часто выступали вместе. Среди его знакомых были музыканты и композиторы М. И. Глинка, К. Н. Лядов, М. П. Мусоргский, А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, А. Н. Серов, П. П. Сокальский, В. Ф. Одоевский, Ф. М. Толстой, К. П. Вильбоа, Г. Венявский, Н. А. Кашевский. С некоторыми из них Достоевский встречался лишь однажды, с другими — был связан тесным общением в течение длительного периода. В конце 1860 — начале 1861 гг. состоялось знакомство Достоевского с композитором К. П. Вильбоа, учеником и помощником М. И. Глинки. Общий интерес к народности в искусстве и русской идее на короткое время сблизил Вильбоа и Достоевского. В данной статье на основе изучения периодических изданий XIX века выявлены забытые и новые факты биографии Вильбоа, дан обзор его взаимоотношений с Глинкой и с Достоевским. Сохранилось единственное письмо композитора к писателю от 2 апреля 1861 г., которое не было опубликовано полностью. Оно иллюстрирует уровень музыкальной образованности Достоевского и круг его музыкального общения в 1860-е гг. В Приложении дается комментированная публикация этого документа. Ключевые слова Ф. М. Достоевский, К. П. Вильбоа, М. И. Глинка, балакиревский кружок, народность в искусстве, русские композиторы XIX века, просвещенный дилетантизм DOI: 10.15393/j10.art.2017.3261 Просмотров: 3337; Скачиваний: 96;
| 46 - 66 |
|
Е. А. Федорова
Е. Н. Опочинин и его воспоминания о Ф. М. Достоевском: известное и неизвестное
Аннотация Принимая активное участие в культурной жизни России конца XIX — начала XX века, Е. Н. Опочинин был знаком со многими известными современниками: П. П. Вяземским, А. Н. Майковым, А. П. Милюковым, Д. В. Григоровичем, В. В. Крестовским, Я. П. Полонским, И. С. Тургеневым, Ф. М. Достоевским и др. — и запечатлел их портреты в своих записях. В статье впервые рассматриваются дневниковые записи Е. Н. Опочинина о Ф. М. Достоевском 1879−1880 гг. («Мои беседы с Достоевским») с точки зрения тех духовно-нравственных ориентиров, которые определяли картину мира позднего Достоевского. Опочинин в своих записях обозначил проблемы, которые волновали писателя во время работы над романом «Братья Карамазовы». В беседах с начинающим литератором Достоевский размышлял об особенностях детской души и детского мира, создании религиозной семьи как выходе из духовного кризиса общества и кризиса «отношений полов», покаянии как пути к восстановлению гармонии человека с совестью и Богом, отношении писателя к своему народу и родине, почитании русским народом Образа Божьего. Духовно-нравственные ориентиры Достоевского оказались близки Опочинину, следование им позволило младшему современнику великого писателя занять достойное место в жизни и публицистике, в истории русской литературы. Ключевые слова Е. Н. Опочинин, Ф. М. Достоевский, дневники, воспоминания, беседы, духовно-нравственная проблематика DOI: 10.15393/j10.art.2017.3221 Просмотров: 3766; Скачиваний: 61;
| 67 - 81 |
|