Письмо Ф. М. Достоевского к неизвестной от 27.03.1878 (Петербург)

<Вестник воспитания. 1894. № 1. С. 1–5. Письмо Ф. М. Достоевского к неизвестной>

Письмо Ѳ. М. Достоевскаго къ одной

матери.

Петербургъ, 27 марта, 78.

Милостивая Государыня,

На Ваше письмо отъ 20 февраля отвѣчаю лишь теперь, черезъ мѣсяцъ, за недосугомъ и нездоровьемъ, а потому, весьма прошу Васъ, не разсердитесь.
Вы задаете вопросы, на которые надо писать вмѣсто отвѣта – трактаты, а не письма. Да и вопросы-то разрѣшаются лишь всею жизнiю. Ну что еслибъ я Вамъ написалъ хоть 10 листовъ, но одно какое-нибудь недоумѣнiе, которое при устномъ разговорѣ могло бы быть тотчасъ разъяснено, и вотъ Вы меня не понимаете, не соглашаетесь со мною, и отвергаете всѣ мои 10 листовъ! Ну развѣ можно на эти темы говорить между собою людямъ вовсе незнакомымъ черезъ переписку. По моему это совершенно невозможно, а для дѣла такъ и вредно.
Изъ письма Вашего я заключаю, что Вы добрая мать и многимъ озабочены на счетъ Вашего подростающаго ребенка. Но къ чему вамъ разрѣшенiе тѣхъ вопросовъ, которые Вы мнѣ прислали – не могу понять.

// л. 1

Вы слишкомъ многимъ задаетесь и болѣзненно безпокоитесь. Дѣло можетъ быть ведено гораздо проще. Къ чему такiя задачи: «Что такое благо, что нѣтъ?» Эти вопросы, ‑ вопросы лишь для Васъ, какъ и для всякаго внутренняго человѣка, но при воспитанiи-то Вашего ребенка къ чему это? Всѣ, кто способны къ истинѣ, всѣ тѣ чувствуютъ своею совѣстью что такое благо, а что нѣтъ? Будьте добры, и пусть ребенокъ Вашъ пойметъ, что Вы добры (самъ, безъ подсказыванья) и пусть запомнитъ, что Вы были добры, то, повѣрьте, Вы исполните предъ нимъ Вашу обязанность на всю его жизнь, потому что Вы непосредственно научите его тому что добро хорошо. И при этомъ онъ всю жизнь будетъ вспоминать Вашъ образъ съ большимъ почтенiемъ, а, можетъ быть, и съ умиленiемъ. И еслибъ Вы сдѣлали много и дурного, т. е. по крайней мѣрѣ, легкомысленнаго, болѣзненнаго и даже смѣшного, то онъ несомнѣнно проститъ Вамъ, рано ли поздно ли въ воспоминанiи о Васъ все Ваше дурное, ради хорошаго, которое запомнитъ. Знайте тоже, что болѣе Вы для него ничего и не можете сдѣлать. Да этого и слишкомъ довольно. Воспоминанiе о хорошемъ у родителей, т. е. о добрѣ, о правдѣ, честности, о состраданiи, объ отсутствiи ложнаго стыда и по возможности лжи – все это и изъ него сдѣлаетъ другого человѣка рано ли поздно ли, будьте увѣрены. Не думайте, по крайней мѣрѣ, что этого мало. Къ огромному дереву прививаютъ крошечную вѣтку, и плоды дерева измѣняются.
Вашъ ребенокъ 8 лѣтъ: знакомьте его съ Евангелiемъ, учите его вѣровать въ Бога строго по закону. Это sine qua non, иначе не будетъ хорошаго человѣка, а выйдетъ въ самомъ лучшемъ случаѣ страдалецъ, а въ дурномъ такъ и равнодушный жирный человѣкъ, да и еще того хуже. Лучше Христа ничего не выдумаете, повѣрьте этому.

// л. 2

Представьте себѣ, что ребенокъ Вашъ, выросши до 15 или 16 лѣтъ, придетъ къ Вамъ (отъ дурныхъ товарищей въ школѣ, напримѣръ) и задастъ Вамъ или своему отцу такой вопросъ: «Для чего мнѣ любить Васъ и къ чему мнѣ ставятъ это въ обязанность?» Повѣрьте, что тогда Вамъ никакiя знанья и вопросы не помогутъ, да и нечего совсѣмъ Вамъ будетъ отвѣчать ему. А потому надо сдѣлать такъ, чтобъ онъ и не приходилъ къ Вамъ съ такимъ вопросомъ. А это возможно будетъ лишь въ томъ случаѣ, если онъ будетъ Васъ прямо любить, непосредственно, такъ что и вопросъ-то не въ состоянiи будетъ зайти ему въ голову – развѣ какъ-нибудь въ школѣ наберется парадоксальныхъ убѣжденiй; но, вѣдь, слишкомъ легко будетъ разобрать парадоксъ отъ правды и на вопросъ этотъ стоитъ лишь улыбнуться и продолжать ему молча дѣлать добро.
Къ тому же, излишне и болѣзненно заботясь о дѣтяхъ, можно надорвать имъ нервы и надоѣсть, просто надоѣсть имъ, несмотря на взаимную любовь, а потому нужно страшное чувство мѣры. Въ Васъ же кажется чувства мѣры, въ этомъ отношенiи, мало. Вы пишите, наприм., такую фразу что «живя для нихъ (для мужа и сына) жилъ-бы лично эгоистическою жизнiю, а имѣешь ли право на то, когда вокругъ тебя люди, нуждающiеся въ тебѣ?» Какая праздная и ненужная мысль. Да кто-жъ Вамъ мѣшаетъ жить для людей, будучи женой и матерью? Напротивъ, именно живя и для другихъ, окружающихъ, изливая и на нихъ доброту свою и трудъ сердца своего, Вы станете примѣромъ свѣтлымъ ребенку и вдвое милѣе Вашему мужу. Но если Вамъ пришелъ въ голову такой вопросъ, значитъ, Вы вообразили, что нужно прилѣпиться къ мужу и къ ребенку, забывъ весь свѣтъ, т. е. безъ чувства мѣры. Да Вы этакъ только надоѣдите ребенку, даже еслибъ онъ Васъ и любилъ. Замѣтьте еще, что Вамъ можетъ

// л. 3

показаться Вашъ кругъ дѣйствiя малымъ и что Вы захотите огромнаго, чуть не мiрового круга дѣйствiя. Но вѣдь всякiй ли имѣетъ право на такiя желанiя? Повѣрьте, что быть примѣромъ хорошаго даже и въ маломъ районѣ дѣйствiя – страшно полезно, потому что влiяетъ на десятки и сотни людей. Твердое желанiе не лгать и правдиво жить смутитъ легкомыслiе людей, васъ всегда окружающихъ, и повлiяетъ на нихъ. Вотъ Вамъ и подвигъ. И тутъ можно страшно много сдѣлать. Не ѣздить же, бросивъ все, за вопросами въ Петербургъ въ Медицинскую Академiю, или шататься по женскимъ курсамъ. Я этихъ вижу здѣсь каждый день: какая бездарность я Вамъ скажу! И даже становятся дурными людьми мало по малу изъ хорошихъ. Не видя дѣятельности подлѣ себя, начинаютъ любить человѣка по книжкѣ и отвлеченно; любятъ человѣчество и презираютъ единичнаго несчастнаго, скучаютъ при встрѣчѣ съ нимъ и бѣгаютъ отъ него.
На вопросы, Вами заданные, рѣшительно не знаю что сказать, потому что и не понимаю ихъ. Конечно, виноваты въ дурномъ ребенкѣ, въ одно и тоже время, и дурныя его природныя наклонности (такъ какъ человѣкъ несомнѣнно рождается съ ними) и воспитатели, которые не сумѣли, или полѣнились, во время овладѣть дурными наклонностями и направить ихъ къ хорошему (примѣромъ). Во 2-хъ на ребенка, какъ и на взрослаго влiяетъ и большинство среды, въ которой онъ находится, и влiяютъ и отдѣльныя личности до полнаго овладѣнiя имъ. Никакого тутъ вопроса нѣтъ, и все это – судя по обстоятельствамъ (а Вамъ надо побѣждать обстоятельства, такъ какъ Вы мать и это Вашъ долгъ, но не мученiемъ, не чувствительностью, не докучанiемъ любовью, а добрымъ внѣшнимъ примѣромъ). По вопросу же о трудѣ и говорить не хочу. Заправьте въ добрыхъ чувствахъ ребенка, и онъ полюбитъ трудъ. Но довольно, написалъ много, усталъ

// л. 4

и сказалъ мало, такъ что, конечно, Вы меня не поймете.
Примите увѣренiе въ моемъ уваженiи

Вашъ слуга

Ѳедоръ Достоевскiй

Петръ Великiй могъ бы оставаться на жирной и спокойной жизни въ Московскомъ дворцѣ имѣя 1½ мильона государственнаго доходу, и однако-жъ, онъ всю жизнь проработалъ, былъ въ трудѣ, и удивлялся, какъ это люди могутъ не трудиться.